четверг, 15 августа 2019 г.

Драматический треугольник Карпмана в психологии

Большинство людей в жизни ведут себя как жертвы. Когда мы отказываемся от ответственности, перекладываем ее на других, все терпим, говорим да, когда хочется сказать нет- мы подсознательно выбираем роль жертвы. При этом у нас возникает чувство страха, гнева, вины или неполноценности. Мы чувствуем, что нас предали или нами воспользовались. Но это несколько не так, мы сами выбрали себе такую роль.


Треугольник Карпмана- первый практический инструмент трансактного анализа. Это динамическая модель социального взаимодействия и конфликта. В треугольнике выделяют 3 позиции. Впервые изображенные в виде рисунка психиатром и мэтром транзактного анализа Стивеном Карпманом, он был учеником и продолжателем дела Берна и перевел транзактный анализ в практическое поле.

Чаще поведение жертвы формируется в детстве, когда маленький человек еще сильно зависим, а его родители являются людьми со своими большими проблемами. Знание сути треугольника помогает когда человек хочет выбраться, а его хотят втянуть обратно.

Карпман назвал этот рисунок Драматическим треугольником. «Драма» отличается от повседневного конфликта.  По сути, это то, что происходит, когда конфликт становится бесполезным, вовлекаются внешние стороны, и каждый играет психологически нездоровую роль.


Треугольника Карпмана

В треугольнике Карпмана три основные роли: Преследователь, Спаситель и Жертва.

Три роли драматического треугольника являются архетипическими и легко узнаваемыми в своих крайних версиях. В процессе психологической игры мы можем быть в одной из ролей. И по ходу игры человек может переключатся между ролями. Но пока мы не вышли из треугольника- мы потенциальные жертвы. Поэтому Карпман описал их как три аспекта или три лица жертвы. Неважно, какую роль мы играем в треугольнике в данный момент, в конце концов мы всегда превращаемся в жертву. Сейчас подобный подход используется практически везде: анализе семьи, бизнеса в психотерапии.

  • Жертва чувствует или ведет себя так, как будто ее преследуют. Как правило, человек в этой роли чувствует себя бессильным, угнетенным и - на более глубоком уровне - стыдным.
  • Преследователь - это тот, от кого жертва чувствует себя жертвой. Будучи контролирующими и злонамеренными, люди в этой роли часто ведут себя злыми, оборонительными и снисходительными. (Гонитель иногда тоже ситуация.)
  • Спасатель - это третье лицо, которое возмущается от имени жертвы и усердно работает, чтобы «спасти» их от преследователя.
Жертвы чувствуют себя невинно; преследователи чувствуют себя сильными; спасатели чувствуют себя праведными. Однако роли удовлетворяют в данный момент, но это может создать долгосрочные проблемы. Роль жертвы учит людей занимать пассивную позицию в своей жизни. Спасатели, хотя и кажутся «помогающими», просто играют роль. (Часто они получают какую-то выгоду, если жертвы продолжают чувствовать себя беспомощными.) Гонитель тщательно скрывает что и он был жертвой, просто не хочет сейчас быть ей поэтому жесток.

Спаситель


Спаситель играет роль очень любящей матери. Но вместо адекватного выражения поддержки и воспитания, Спаситель, как правило, пытается снизить в другом инициативность чтобы управлять и манипулировать им . Конечно «для его же собственного блага» как его понимает спаситель. Проблема спасителя в ошибочном понимании того, что именно нужно для поощрения, поддержки и защиты.

Позиция спасателя: Позвольте мне помочь вам! Спасателю нужно упорно работать, чтобы помочь и жертве. Это нужно ему чтобы чувствовать себя хорошо, думать о себе хорошо. Он компенсирует отсутствие собственного мнения о себе мнением других людей. Помог-хороший. Он игнорирует свои собственные потребности или не берет на себя ответственность за удовлетворение своих собственных потребностей, подменяя чужими.

Спасатели классически зависимы. Им нужны жертвы чтобы помогать- в этом смысл их жизни, но , и часто они не могут позволить жертве преуспеть или поправиться. Они могут манипулировать виной чтобы держать своих жертв зависимыми. Они могут чувствовать себя виноватыми если они не помогают никому и спасают кого-то. Спасителям необходимо чувствовать, что их ценят. Нет лучшего способа почувствовать себя важным, чем роль Спасителя.

 Они обычно растут в семьях где их потребности не признаются или преуменьшаются. Это психологический факт: мы относимся к самим себе так, как к нам относились в детстве. Спаситель растет в среде где его потребности сведены на нет или в большей степени игнорируются.  К примеру есть двое младших детей за которыми надо ухаживать старшему ребенку потому  что мама одна растит троих и ей некогда заниматься воспитанием и бытовым обслуживанием. Вырастая  и они начинают к себе относятся пренебрежительно, так-же как в родительской семье относились к нему когда когда был ребенком. Вырастая такая женщина не купит себе дорогую косметику, а лучше отдаст не работающему брату-алкашу. Не купит себе машину, зато отдаст накопленные деньги сестре чтобы она смогла поехать купит квартиру и т.д.  Она будет спасать мужа, брата, соседа. И  принципе не важно кого именно.
Спасители испытывают удовлетворение от своей деятельности. Они, как правило гордятся собой и получают социальное признание,  и  моральное удовлетворение от этого. Потому что их поступки понимаются как бескорыстные. Они искренне верят в свою доброту и видят в себе героев. За всем этим стоит убеждение: “Если я позабочусь о них достаточно долго, то, рано или поздно, они будут заботиться обо мне тоже.” Но, такое редко случается. Когда мы спасаем нуждающихся, мы не можем ожидать ничего обратно. Модель поведения не позволяет,вечно спасаемый может только брать от других. Он не чувствует ответственности за себя, свою жизнь.Тем более ему не присуща отвественность за других. Если его попросят помочь он очень удивится. 

Спаситель постепенно превращается в жертву, а точнее, в мученика, его мучает эта ситуация, но ему очень сложно признать себя жертвой. Он привык быть заботливой мамочкой. Он начинает манипулировать и призывать к взаимности жертву.Но обычно это бесполезно. Типичные фразы для замученного Спасителя: “После всего, что я для тебя сделал, вот твоя благодарность?” или “Не важно, как много я делаю, этого никогда не бывает достаточно”, или: “Если бы ты меня любила, ты бы не относилась ко мне так!”

Самый большой страх Спасителя — что они в конечном итоге останутся в одиночестве. Они считают что их ценность возрастает из-за того что они много делают для других. Спасители бессознательно поощряют зависимость, потому что верит: «Если я вам нужен, вы не оставите меня». Они пытаются стать незаменимыми для того, чтобы избежать одиночества.

Если вы по жизни играете роль спасителя, это не означает что вы не можете быть добрым, любящим, великодушным. Существует разграничение между  тем, чтобы быть по-настоящему полезным, и Спасительством.  Настоящий помощник помогает без надежды на взаимность. Он делает не так.  Его действия направлены на то, чтобы побудить взять на себя ответственность, а не поощрять иждивенчество. 

Спасители  не могут брать на себя отвественность за собственные нужды. Кому-то всегда нужнее. Они делают это для других в попытке получить подтверждение или чтобы почувствовать себя нужным. Или для обеспечения зависимости. Поэтому роль Жертвы для них неминуема. Если женщина в семье остается одна, она играет и мужскую и женскую роль и превращается в мамочку, прочитайте подробнее о комплексе мамочки

Гонитель (Преследователь)


Роль Гонителя в треугольнике выполняют те, кто подвергался открытому психическому и/или физическому насилию в детстве. Они чувствуют свою слабость и хотят защитится от нее агрессивным поведением. Внутри они чувствуют гнев, страх, стыд и эти чувства управляют их жизнью. Они часто подражают их обидчику в детстве. При этом не желая быть жертвой предпочитают быть сильными и властными, кто по статусу может обидеть сам. Гонитель как будто говорит: «Мир жесток, и только бессердечные могут выжить. И я буду одним из них». Если если Спасатель это тень матери, то Преследователь - отца
Позиция преследователя: «Это все твоя вина!». Преследователи критикуют и обвиняют жертву, устанавливают строгие ограничения, могут быть контролирующими, жесткими, авторитетными, злыми и неприятными. Они заставляют жертву чувствовать угнетение угрозами и издевательствами.

С точки зрения устойчивости, преследователи не могут сгибаться, не могут быть гибкими, не могут быть уязвимыми. Они боятся риска стать самому жертвой. Преследователи кричат ​​и критикуют, но на самом деле они не решают никаких проблем и не помогают никому другому решить проблему.

Это самые экстремальные версии этих трех ролей, но мы можем встретить людей, играющих более мягкие версии этих ролей на довольно регулярной основе.

Поскольку доктор Карпман был студентом анализа транзакций в то время, когда он идентифицировал эти три роли в драматическом треугольнике, существует сходство с критическим родителем (преследователем), родителем (спасателями) и раненым внутренним ребенком (жертвой), описанным Эриком Берном в "Играх которые играют люди" .

Гонитель компенсирует беспомощность и стыд  агрессивно ведя себя с другими. Сила становится самым частым стилем взаимодействия.  Не только сила физическая, тут и моральное подавление жертвы. Он всегда должен быть прав. Основные его методы: угрозы, запугивание, проповеди, обвинения, нотации, допросы. Если Спасителю нужен тот, за кого можно принять решение, сделать что-то, то  Гонителю тот кто будет виноват. Гонители отрицают свою беспомощность, слабость как  Спасители отрицают свои потребности. Им нужна жертва чтобы спроецировать на нее свою беспомощность, которой они боятся больше всего.  

Гонитель не может взять на себя отвественность за то, что делает больно другим. По его мнению  люди заслуживают то, что получают. И от него в том числе.  Преследователь видит окружающий мир как место полное опасностей, людей как потенциальных гонителей. Он хочет избавить себя от страданий. Он постоянно готов нанести ответный удар. Преследователи не осознают слабыми или сильными. Они воспринимают себя в качестве жертв несправедливости окружающих.  У преследователя цикл выглядит примерно так: «Я просто пытался помочь (Спаситель), а они на меня напали (Жертва), так что мне пришлось защищаться (Преследователь).»

Если Гонитель будет честен с самим собой, он поймет что опасен для других и почувствует вину. Чтобы не допустить этого, Гонителю всегда нужен кто-то, чтобы винить его во всем. Гнев придает им энергию, чтобы жить, как другим — кофе по утрам. Как и для других ролей, чтобы выйти из роли Гонителя нужно принять на себя ответственность за свои действия. Как ни странно, но из роли Гонителя проще всего выйти из треугольника.

Жертва 


Жертва — это раненный аспект нашего внутреннего ребенка; та часть нас, которая невинна, уязвима и нуждается в опеке и внимании. Все мы хотим внимания и любви и иногда на коленки взрослому. Но действительно мы превращаемся в  Жертву только тогда, когда полагаем, что не можем позаботиться о себе. Самый большой страх жертвы беспомощность, ошибки, что у ее ничего не получится.

Позиция жертвы - «бедный я несчастный!». Жертвы видят себя как типичные жертвы: чувствуют и выглядят угнетенными, беспомощными, безнадежными. Просят постоянно помощи и защиты. Они могут отрицать любую ответственность за свою жизнь, ее негативные обстоятельства и отрицать что обладают властью изменять эти обстоятельства. Человек в роли жертвы будет искать спасителя, чтобы спасти ее.  Если кто-то отказывается или в полной мере не делает этого может быстро восприниматься  как преследователь. С точки зрения снижения устойчивости жертвы сталкиваются с реальными трудностями при принятии решений, решении проблем, поиске большого удовольствия в жизни или понимании своего самосохраняющегося поведения.

Они считают себя беспомощными, ничего не умеющими.   Это не мешает им чувствовать обиду по отношению к тем, от кого они зависят. Они настаивают, что о них нужно заботиться, но не любят, когда им указывают на их неадекватность. Жертвам в конце концов надоедает быть ниже Спасителя, и они начинают искать способы чувствовать себя равными. Однако чаще всего это выглядит, как превращение в Гонителя для Спасителя, путем саботажа усилий по их спасению, чаще всего через пассивно-агрессивное поведение.

Ловушка в том, что люди разыгрывают эти роли для удовлетворения личных (часто бессознательных) потребностей, а не для того, чтобы увидеть картину в целом и взять на себя ответственность за свое участие в поддержании движения треугольника.

Видео: Стивен Карпман на Украине. Эрик Берн- разработал теорию трансактного анализа. Стивен Карпман -первый, кто придумал инструмент, чтобы пользоваться трансактным анализом на практике.

Близкие темы которые могут Вас заинтересовать: подросток для общества потребления о том, почему не совсем взрослые люди идеальны для общества потребления. Отдача в отношениях о том, кто в отношениях больше отдает и больше их ценит.  8 жизненных кризисов по модели психолога Э. Эриксона

Комментариев нет:

Отправить комментарий

РЕКЛАМА ОТ ГУГЛ

СЧЕТЧИК

Яндекс.Метрика